ИССЛЕДОВАНИЕ НАСОСНОГО БЛОКА ГИДРОУДАРНОГО БУРОВОГО СНАРЯДА

Некравец О.С.Исследование насосного блока гидроударного бурового снаряда//бурение:Сборник научных трудов студентов. - Донецк:ДонНТУ, 2005. - 36с.


В современных условиях интенсивного освоения прибрежной зоны и развития новой отечественной отрасли морского строительства особую важность приобретают задачи перевода техники и технологии разведки на шельфе на более высокий и перспективный уровень. С каждым годом требуется все больше надежных, безопасных в обращении, сравнительно недорогих технических средств и эффективных технологий для бурения и опробования верхней толщи морских осадков. Особенно это связано с поисками морских россыпей, изучением экологического состояния морской среды, оценкой физико-механических свойств грунтов и др.

По оценкам отечественных и зарубежных ученых эффективным направлением решения этих задач является применение легких автономных установок вибрационного, ударно-вибрационного и ударного действия с высокими частотными и энергетическими характеристиками.

Высокая погружающая способность установок ударно-вибрационного действия в рыхлые отложения доказана экспериментально-промысловыми испытаниями ДонНТУ.

Данные предварительного результативного опыта разработки и применения погружных гидровибрационных установок (УГВП), созданных на базе принципиальных схем, разработанных в ДонГТУ, впервые в мировой и отечественной практике показали возможность реализации форсированных показателей однорейсового бурения подводных скважин глубиной 8 м при эксплуатации с мало- и среднетоннажных буровых судов.

В то же время при ближайшем рассмотрении апробированных результатов эксплуатации УГВП выявлен целый ряд нерешенных задач, ограничивающий возможности установок. Отмечая, что повышенная рейсовая углубка в значительной степени достигнутая наличием обратной циркуляции жидкости в колонковом наборе ПБС. Исследователями не рассматриваются вопросы условий эффективной работы НБ ПБС, влияние интенсивности подачи НБ на величину рейсовой углубки и сохранность керна.

Теоретически установлено и экспериментально подтверждено, что увеличение сопротивлений всасыванию в полости керноприемной трубы, обусловленное ростом длины керновой пробы по мере углубки с 0 до 9 м пробоотборника, оснащенного гидроударным погружателем и встроенным насосом обратной промывки, приводит к снижению частоты ударов бойка на 0,2…0,4% и энергии соударения бойка с наковальней на 3,5...3,7%.

В то же время, при увеличении длины рейса подводного пробоотборника до 8 – 10 м, предъявляет повышенные требования к насосному блоку не только в вопросах потерь энергии при всасывании жидкости из керноприемной трубы, но и при нагнетании ее в затрубное пространство. Кольцевой зазор между корпусом пробоотборника и стенками скважины может быть невелик, в особенности в породах глинистого комплекса, мало поддающихся размыву.

С целью решения этой задачи необходимо провести комплекс теоретических и экспериментальных исследований по изучению потерь давления насосного блока при выхлопе и связанных с этим энергетических затрат поршня-бойка гидроударника, в частности, снижения частоты двойных ходов и энергии единичного удара бойка по наковальне.